Госзаказ по философии



После публикаций в газете "Завтра" Учёный совет Института философии РАН выступил с заявлением, что "в последнее время имели место попытки группы псевдопатриотов обвинить Институт в антигосударственной политической деятельности". По утверждению философов, некие "недоброжелатели" через публикации в СМИ пытаются дискредитировать бюджетное учреждение науки, которое лишь выполняет государственное задание, руководствуясь требованиями РАН и Министерства науки. Этот же тезис был повторён в новогоднем обращении дирекции Института: "Мы как исследовательский коллектив сохранили свою консолидированность и дееспособность, стали ещё больше дорожить обязывающей силой академических свобод. Сотрудники выполнили свои планы по всем параметрам государственного задания. Это самое главное".

Аргумент, конечно, сильный, ведь проведение научных исследований по госзаданию — главное дело академического Института, ради которого он существует и получает финансирование из госбюджета. Тогда закономерен вопрос: что же представляет собой госзадание философов, выполнение которого для них "самое главное"? Попробуем разобраться. Содержательная часть документации по госзаданию Института включает четыре параметра: наименование (тематика) исследований, содержание работы, объём годового финансирования и планируемый результат с указанием ответственных за выполнение плана руководителей и подразделений. В 2022 году институтское госзадание состояло из 7 исследовательских проектов, которые обошлись государству в 452 миллиона рублей.

Надо сказать, эта внушительная цифра резко контрастирует с легковесностью обоснования, невнятностью формулировок и общей неаккуратностью составления документа. Обилие опечаток и грамматических несогласований, явная небрежность оформления вплоть до пренебрежения требованиями формы. В частности, в графе "планируемый результат" проигнорирована необходимость указания конкретных научных подразделений, которые должны выполнять данные разделы госзадания. Вместо реального описания планируемого результата, форма которого должна давать возможность однозначной экспертной оценки выполнения плана, — попросту повторяются куски текста из соседней графы "содержание работы".

Как любая госзакупка, госзадание академического Института должно проходить конкурсную процедуру или, по крайней мере, экспертную оценку. Документация по госзаданию утверждается Министерством науки и высшего образования РФ, но при этом оно не отвечает за содержательную сторону, а лишь "осуществляет координацию работы по формированию государственного задания с учётом предложений РАН"; саму экспертизу, согласно Постановлению Правительства, также осуществляет РАН. По аналогичной схеме происходит и принятие отчёта о выполнении госзадания. В РАН вопросы распределяются по тематическим секциям и отделениям, после чего выносятся на Совет при Президиуме, где не принято ставить под сомнение рекомендации отделений.

На момент утверждения (2018 г.) и продления на новый срок (2021 г.) нынешнего плана госзадания Института философии Отделение общественных наук РАН возглавлял директор Института Андрей Смирнов, который также заседает в Экспертном совете РАН; Секцию философии, политологии, социологии, психологии и права возглавлял Абдусалам Гусейнов (ныне врио директора Института). Из семи тем институтского госзадания руководителями шести являются члены этой Секции (А. Гусейнов, В. Лекторский, А. Смирнов). Таким образом, эти люди выступают в трёх ипостасях: они одновременно заказчики, исполнители и приёмщики своей собственной работы за государственный счёт.

Почитать статью, разоблачающую деятельность академиков можно по ссылке.

Интересно мнение кандидата философских наук, ведущего научного сотрудника Института философии РАН Анатолия Владимировича Черняева, которым поделился сайт завтра.ру:

"Нынешняя программа госзадания Института философии РАН воспроизводит западную научно-гуманитарную повестку, которая внедряется у нас свыше 30 лет. В конце 1980-1990-х гг. правительством США был реализован комплекс мер по манипулированию научной политикой России. В числе прочего преследовалась цель предотвратить формирование в стране национально ориентированной философии и мировоззрения и внедрить вместо этого такие научно-гуманитарные программы, идеология которых отвечала бы политическим интересам США и их союзников.

Например, институтское госзадание по теме «Познание, сознание, язык» (включающей логику и гносеологию – фундамент системы философского знания) сформулировано с позиций релятивизма и радикального конструктивизма, согласно которому объективной истины не существует, а наши знания представляют собой лишь языковые и идеологические конструкты. В результате постулируются плюрализм и равноправие любых мировоззренческих позиций.

Очень странная тема «Российский проект цивилизационного развития», которая объявлена самой главной в Институте. Она подчинена идеологии мультикультурализма, в рамках которой Россия рассматривается не как самобытная цивилизация, обладающая традиционными ценностями и культурным суверенитетом, а как пространство взаимодействия разных культур. Поразительно, но в теме по истории философии («Многообразие мировоззренческих систем») русская философия совершенно не выделена.

Тема «Практическая и прикладная философия» включает в себя этику, эстетику и философию религии. Задание подчинено идеологии толерантности, которая выступает основой ненасильственного политического сопротивления и эстетики протеста. Сюда же примыкает биоэтика, которая благодаря руководству ИФ РАН внедряется в России по американской, индивидуалистической модели, критики которой во многих странах указывают на необходимость учитывать интересы и ценности общества. Биоэтика дает обоснование манипуляциям с человеческой природой (эвтаназия, клонирование, смена пола, вживление чипов и т.п.). Как и экология, это сфера, в высокой степени регулируемая международными организациями (Совет Европы, ЮНЕСКО, ВОЗ, Всемирная медицинская ассоциация). Американская биоэтика конфликтует с нравственными принципами большинства населения России, а ее инсталляция в стране способна привести к этической деформации всей национальной системы здравоохранения.

Очевидно, что необходим коренной пересмотр программы научных исследований ИФ РАН, выполняемых по государственному заданию. Новое госзадание должно быть составлено с учетом национальных интересов страны, сформулированных в Стратегии национальной безопасности РФ, Указе Президента о защите традиционных ценностей, других стратегических документах, должно отвечать вековым традициям русской науки и культуры. В нем необходимо освободиться от влияния западных постмодернистских научных и политико-идеологических программ и восстановить классическую модель философской науки, функционирование которой является одной из основ сохранения и развития традиционных ценностей и будет способствовать повышению роли России в мировом гуманитарном, культурном, научном и образовательном пространстве. Миссия российского Института философии не может заключаться в том, чтобы служить транслятором западной повестки. Она должна быть ориентирована на реальное бытие России в истории и в современном мире, вносить вклад в концептуальное осмысление встающих перед страной вызовов и в формирование образа ее будущего, с учетом всего богатства национального цивилизационного опыта и мыслительной традиции".

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Поделитесь новостью!


Новости партнёров
Система комментирования SigComments