Зачем патриарх Варфоломей ездил в Польшу


Совсем недавно состоялся визит патриарха Варфоломея в Польшу. По итогу приезда, было несколько событий: встреча с президентом Польши, молитва о мире на Украине и тезисы, которые выделил патриарх. Что это было?

Для понимания ситуации стоит ненадолго абстрагироваться от деталей и разобрать некоторые исторические моменты православия в Польше. Начать с зарождения, и обратить внимание на недавние события, а затем вернутся к этим деталям и посмотреть на происходящее через призму церковной истории. Это помогает разобраться в действительности, так как историческая практика может научить понимать многие политические и исторические процессы.

Польское православие является исторически противоречивым, с одной стороны оно берет свое начало от самих истоков. Зарождается церковный православный обряд от просветительской деятельности Кирилла и Мефодия, а первый князь Польши Мешко I – изначально крестился в греко-славянском обряде, то есть в православии. Также  архиологические исследования и памятники прошлого свидетельствуют, что храм святого Креста «на Клепаре» построенный в византийском стиле еще до крещения князя Мешко I. Согласно свидетельству  летописца Черницкого в холмском греко-униатском месяцеслове 1866 года, в храме в XIII столетии совершались богослужения на славянском языке. На каком языке проходят службы в наше русофобское время не сложно догадаться.

С другой стороны территория Польши и православие на ней были постоянно теснимы католиками и их интервенскими замашками, как показывает история, без оружия католическое миссионерство практически не может быть реализовано на почве православной паствы. Но католическая церковь никогда не чуралась обращать в веру «огнем и мечом».

В 908 году Моравское государство пало от Венгерского нападения и с территории Моравского государства беженцы того времени хлынули на территорию Польши. Но в тот раз в отличие от нынешнего времени ассимиляции под местную культуру не случилось, христиане становились миссионерами греко-славянского обряда, который привели им православные первоучители Кирилл и Мефодий. Православие на этих землях начало устанавливаться за счет становления монашества, которое является серьезной опорой для церкви. Об этом свидетельствовал архиепископ Херсонский Иннокентий в своем труде. Православие в Польше зародилось в жизни спокойной и богоугодной, без оружия. Об этом пишет в своей книге К.Е. Скурат.

Однако потом православная паства на территории Польши веками становится теснимой то Городельской унией, союзом Польши и Литвы. То нападками Германии и набегами татар. Отчасти это случалось из-за неясного самоопределения польских государей. Они всю свою историческую дорогу метались от одного пути к другому, терзая верующих из одной стороны в прямо противоположную. В Городельской унии, которая по исторической справедливости не была приведена в действие католическими мечтателями, есть такие определения как: «русская вера» и «греческий закон». Далее можно приводить еще много фактов, но главное что хотелось подчеркнуть что на первых исторических этапах православия в Польше больше зависело от Константинополя и апологеты этой версии могут быть правы, но стоит смотреть на всю историю и не забывать последующие исторические этапы с участием и помощью польскому православию Российской империей и как не странно Советским Союзом, такие прецеденты и процессы были. Главный фактор нынешнего времени, не греческие корни Польши, а ассимиляция самих корней, то есть церкви приехавшего патриарха. Внутренних проблем очень похожих на раскол и едва заметной ассимиляции с католиками, заигрывания с западной церковью.

У польского правительства видимо свои планы на украинскую православную паству. Это ассимиляция, но есть опасения, что польское православие куда больше ассимилировало в католические веяния и им ли выступать духовным крылом православных украинцев, здесь возникает серьезный вопрос.

Еще одним моментом является исторический факт низкой оплаты труда православных украинцев поляками. Это было на протяжении многих веков и поминается даже литературе, а также других видах искусства.

Скорей всего мы сейчас наблюдаем инстинктивные шаги патриарха Варфоломея, который явно не ожидал, что после раскола украинской церкви (в котором он принял ключевое участие) последует именно такой исход украинской паствы в Польшу. Вероятно, у него были свои планы на раскольническую церковь, а теперь приходится договариваться с поляками, которые, вероятно, хотят воспользоваться сложившейся  ситуацией и по-своему выслужится, либо перед католиками начав ассимиляцию православных, а может перед патриархом Варфоломеем. О чем они договорились и удалось ли им договорится, мы узнаем в скором времени. В любом случае польской церкви метаться не в первой. Имею ли я в виду, что польские управленцы на определенных исторических периодически ведут себя как религиозные проститутки? Да, имею. И не безосновательно – это всего лишь исторические факты, лежащие на поверхности.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Поделитесь новостью!


Новости партнёров
Система комментирования SigComments