Всегда ли пишут правду в казахстанских учебниках?



Написание единого любого учебника по истории Казахстана, да и любой другой страны, вызывает множество споров: спорят о том, нужен ли такой учебник, и как писать его, и как объективно отразить события прошлых лет. Ошибки и опечатки, однако несмотря на все старания авторов, — вещь часто встречающаяся и, наверное, неизбежная. В этом году  Казахстанские школьники перешли на дистанционку, которую им помогают осваивать родители. Поэтому, начиная с 1 сентября, в социальных сетях появляются фотографии, видео и скриншоты опечаток, ошибок и непонятно сформулированных заданий.

Но на самом деле это не так страшно. Гораздо хуже, когда авторы учебников допускают не ошибки в формулировках, а осознанно искажают историю, подменяют понятия и всячески перевирают известные факты. В руки нашей редакции попал один из учебников, который призван поведать семиклассникам об исторических событиях, происходивших на территории Казахстана в XVIII-XIX веках. И что же мы видим. Уже во введении доктора исторических наук, сваявшие это пособие, говорят об вступлении Казахстана в Российскую империю как о процессе очень противоречивом и колониальном.

А что же нам известно об этом периоде истории?

В состав Российской империи со второй четверти XVIII по середину XIX вв. в добровольном порядке вошли три казахских жуза (племенных союза), которые минимальными признаками государства (наличие зафиксированных границ, собственного денежного обращения, армии и бюрократического аппарата) не обладали.

Большая часть территории современного Казахстана в имперский период входила в состав Степного генерал-губернаторства с центром в Омске, называвшегося также Степным краем. Часть южных и юго-восточных территорий республики находилась в составе Туркестанского генерал-губернаторства со столицей в Ташкенте. В Российской империи не было и самого названия «Казахстан». Проживавшие на его территории кочевые племена именовались киргиз-кайсаками, равнинными или степными киргизами, а у самих казахов преобладало жузовое и племенное самосознание. Никакой казахской нации не было.

Формированием общего национального самосознания казахи обязаны, прежде всего, СССР, благодаря которому, помимо национальной государственности, пусть и контролировавшейся жестко союзным центром, у них появился национальный алфавит (сначала – на латинице, потом – на кириллице), система всеобщего образования и средств массовой информации на казахском языке, а также современные формы культурной жизни, такие как кино, театр и т.п.

В учебнике же говорится о том, что территории  Казахстана захватывались  и таким способом Российская империя продолжала свою колониальную экспансию.

 

  

 Что же мы видим на деле? Одним из главных показателей благополучия общества всегда является рост населения. В казахских жузах, как и среднеазиатских ханствах, до присоединения их к России прирост населения был очень низким (в 2-2.5 раза ниже, чем в Российской империи) из-за постоянных междоусобных войн, низкого уровня жизни, эпидемий и отсутствия медицины. После вхождения в состав России численность казахов стала быстро увеличиваться.

О том, что резкому увеличению демографического роста казахи обязаны, прежде всего, «российскому колониальному владычеству», говорит тот факт, что население Младшего и Среднего жуза, которые раньше вошли в состав империи, росло быстрее, чем Старшего жуза, окончательного присоединенного к России лишь в середине XIX века.

Также не стоит забывать, что именно в имперский период в азиатских владениях России начинает развиваться промышленность. В Туркестанском крае она была связана, главным образом, с переработкой хлопка, а в Степном крае – продукции животноводства. Кроме того, на территории обоих регионов уже тогда начала развиваться добывающая промышленность и электроэнергетика.

И таких несоответствий в учебнике немало, а уж сколько подобных изданий ляжет на парты казахстанских школьников, а сколько еще «докторов исторических наук» решат выдать свое мнение за истину в первой инстанции, неизвестно. Конечно, возможность переписать историю государства, с учётом фактом, обращённых в свою пользу, — вещь заманчивая, но мы в первую очередь должны помнить, что дети, читающие книги, еще не имеют достаточных знаний, чтоб сопоставлять и делать выводы, рассуждать на тему истории. Они просто потребляют информацию как единственно правильную и задача научного сообщества обеспечить , чтобы она была достоверной.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Поделитесь новостью!


Новости партнёров
Система комментирования SigComments